Компьютерные средства обучения

 
Под техническими средствами обучения (ТСО) на сегодняшний день понимается широкий спектр устройств, макетов, систем, начиная от микроскопов и заканчивая суперкомпьютерами. Однако задачи, решаемые этими устройствами сводится к:
1. Наглядной демонстрации учебного материала.
2. Имитации функций каких-либо объектов.
3. Контролю знаний и управлению обучением.
Несложно заметить, что практически все эти задачи, сегодня, способен выполнять персональныйкомпьютер, оснащенный дополнительными устройствами ввода и вывода (при необходимости решения специфических задач), а также соответствующим программным обеспечением. 
 
Компьютер позволяет отказаться от привычного набора оборудования, используемого на занятии, и заменить его на соответствующий набор графической информации, компьютерных тренажеров и специализированного ПО. Стоить отметить, что такая замена полностью оправдана. В-первую очередь качественно разработанный контент позволит значительно повысить наглядность информации, показать то, что раньше можно было отобразить лишь схематично. Во-вторых стоимость разработки такого контента значительно ниже стоимости оборудования, к тому же один раз созданный файл может быть многократно размножен и использован.В отличие от преподавателей и инструкторов, компьютер может работать и повторять одни и те же действия столько раз, сколько потребуется обучаемому для качественного усвоения материала.
 
Только с широким распространением сети интернет и развитием компьютерных технологий у обучаемых появилась возможность получать всю необходимую информацию не выходя из дома. В последние годы широкое распространение получают онлайн-семинары. Во время семинара каждый из участников находится у своего компьютера, а связь между ними поддерживается через Интернет. При этом обучаемые имеют возможность обратной связи с преподавателем, то есть по функциональности такие занятия практически соответствуют очным.
 
В компьютерной лингводидактике релевантными считаются следующие принципы использования ТСО:

  • обусловленности;
  • необходимости;
  • информативности;
  • надежности.

 
Принцип обусловленности.
Предписывает четкое определение условий применения ПК в зависимости от содержания, целей и этапа обучения, возрастных особенностей пользователей, а также используемой методики обучения.
Принцип необходимости.
Обуславливает применение ПК только в том случае, если это позволяет повысить эффективность учебного процесса по какому-либо параметру, а именно: увеличить скорость усвоения материала, активизировать речевую деятельность, достичь учебной цели наиболее рациональным способом, облегчить работу преподавателя или обучаемого, сократить время обучения;
Принцип информативности.
Раскрывает преимущества компьютера в качестве средства справочно-информационного обеспечения учебного процесса, поскольку ПК позволяет пользователю получить максимальное количество информации за кратчайшее время. Кроме того, среди ТСО компьютер наиболее всего соответствует информативно-речевому характеру обучения ИЯ.
Принцип надежности.
Указывает на необходимость проведения экспериментальной проверки каждой компьютерной программы для обучения, а также на наличие этапа организационной подготовки к занятию с использованием ПК.
 
Функции компьютера в обучении языкам можно объединить в две большие группы:

  • функции, при реализации которых ПК выполняет роль одного из участников учебного процесса (преимущественно обучающего);
  • функции ПК в качестве инструмента деятельности.

 
В качестве инструмента деятельности обучаемых и обучающих компьютер применяется в учебном процессе по ИЯ прежде всего для получения информационной и технической поддержки. Кроме того, обучающие могут использовать ПК как инструмент их профессиональной деятельности.
Функции компьютера в качестве инструмента деятельности обучающего, основаны на его возможностях точной регистрации фактов, хранения и передачи большого объема информации, группировки и статистической обработки данных. Это позволяет применять его для оптимизации управления обучением, повышения эффектности и объективности учебного процесса при значительной экономии времена преподавателя по следующим направлениям:

  • получение информационной поддержки;
  • диагностика, регистрация и систематизация параметров обучения;
  • работа с учебными материалами (поиск, анализ, отбор, оформление, создание);
  • организация коллективной работы; осуществление дистанционного обучения.

При работе с учебными материалами ПК предоставляет преподавателю разнообразные виды помощи, которая заключается не только в упрощении поиска необходимых сведении при создании новых учебных материалов за счет использования систем справочно-информационного обеспечения, но и в оформлении материалов для обучения (текстов, рисунков, графиков), а также в анализе существующих разработок.
 
По отношению к учащемуся компьютер может выполнять многочисленные функции, выступая в роли:

  • преподавателя; эксперта;
  • партнера по деятельности;
  • инструмента деятельности;
  • обучаемого.

Учащиеся могут применять ПК в соответствии со своими индивидуальными потребностями на различных этапах работы и в различных качествах.
Основные виды лингводидактических задач:
 
При обучении фонетике с помощью ПК часто используется прием визуализации произношения. Как, например, в программе ENJOY ENGLISH WITH PROFESSOR HIGGINS.
При обучении грамматике:

  • формирование рецептивных грамматических навыков чтения и аудирования;
  • формирование продуктивных грамматических навыков преимущественно письменной речи;
  • контроль уровня сформированности грамматических навыков на основе тестовых программ;
  • оказание справочно-информационной поддержки (автоматизированные справочники по грамматике, системы обнаружения грамматических ошибок на морфологическом и синтаксическом уровнях).

При обучении лексике:

  • формирование рецептивных лексических навыков чтения и аудирования;
  • формирование продуктивных лексических навыков преимущественно письменной речи;
  • контроль уровня сформированности лексических навыков на основе тестовых и игровых компьютерных программ с использованием визуальной наглядности;
  • расширение пассивного и потенциального словарей обучаемых;
  • оказание справочно-информационной поддержки (автоматические словари, программы подбора синонимов и антонимов).

При обучении чтению:

  • формирование навыков установления звукобуквенных соответствий;
  • обучение технике чтения вслух;
  • совершенствование навыков техники чтения за счет применения таких приемов, как варьирование поля восприятия и темпа предъявления, изменение расположения текста ит.д.;
  • закрепление рецептивных лексических и грамматических навыков чтения;
  • овладение умениями извлечения из текста смысловой информации различных видов (основной, второстепенной, уточняющей и т.д.);
  • обучение различным видам анализа текста;
  • формирование умения самостоятельного преодоления языковых трудностей;
  • оказание справочно-информационной поддержки путем предоставления языковой или экстралингвистической информации (за счет использования автоматических словарей, электронных энциклопедий);
  • контроль правильности и глубины понимания прочитанного текста.

При обучении аудированию:

  • формирование фонетических навыков аудирования;
  • контроль правильности понимания прослушанного текста.

При обучении говорению:

  • формирование фонетических навыков говорения;
  • организация общения в парах и небольших группах с использованием ролевых игр на базе симулятивно-моделирующих программ.

При обучении переводу:

  • формирование лексических и грамматических навыков перевода;
  • контроль правильности перевода;
  • овладение умением редактирования текстов переводов с использованием текстовых редакторов и систем машинного перевода;
  • оказание справочно-информационной поддержки (применение автоматических словарей, глоссариев, систем подбора антонимов и синонимов).

 
Большинство специалистов по компьютерной лингводидактике придерживаются мнения, что компьютер, осуществляя ряд функций обучающего, не сможет полностью заменить преподавателя ИЯ по ряду причин, главными из которых являются следующие:
1) на компьютере не могут быть полностью имитированы те аспекты деятельности преподавателя, которые связаны с его воспитательными функциями;
2) целью обучения при современном коммуникативном подходе к преподаванию языков является, прежде всего, развитие способности иноязычного общения как особой социальной формы межкультурного взаимодействия, воспроизведение которой в полном объеме в рамках человеко-машинного взаимодействия в настоящее время кажется маловероятным.