О "бумажных знаниях" и "гибели российского образования"…

Прочитали с коллегами из Департамента развития образовательных ресурсов статью Елены Кошкиной о том как «российское образование» гибнет, раздавленное «бумажными знаниями». Сразу обозначим свою позицию: мы – за электронное обучение, за внедрение современных образовательных технологий, за дистанционное обучение! Но – исходя из своего (весьма немалого!) опыта, из опыта зарубежных коллег, с кем поддерживаем давние и прочные рабочие связи, из материалов достоверных источников, можем со всей ответственностью заявить, что переходить к новым формам обучения нужно не стихийно и не в порыве энтузиазма (это всё мы уже «проходили»).

Подробности: http://kpfu.ru/main_page?p_cid=62142
_________________________

 

Для создания в университете системы дистанционного обучения на новой современной основе – на основе внедрения самых передовых технологий e-Learning – нужен прочный «фундамент», включающий в себя: a) надёжную материально-техническую базу, б) тщательно проработанную нормативно-правовую основу, в) чёткую организационную схему, г) тщательно продуманную, психологически выверенную методологию. Создать такую основу можно только совместными усилиями разных подразделений университета – Департамента развития образовательных ресурсов, Учебно-методического управления, Юридического управления, Департамента бюджетирования, казначейства и регулирования оплаты, Управление инновационного развития, Департамента информатизации и связи, Научной библиотеки, всех учебных подразделений (институтов, факультетов, кафедр), коллектива преподавателей и студентов. Это требует времени, это требует ресурсов – трудовых, финансовых, материальных, это требует желания и заинтересованности всех участников, а значит, необходимы меры по мотивации ППС и сотрудников университета для этой (новой для многих) деятельности.

Хочется обратить внимание ещё на такой момент. Доступность образовательных ресурсов, открытость образования – это замечательно. Возможно, за открытым образованием будущее. Но – было бы серьёзной ошибкой считать, что создание массива открытых онлайн-курсов (именно так раскрывается аббревиатура МООК) – волшебное средство, которое разом обеспечит тотальную образованность всего населения, позволит упразднить преподавателей, и вообще воплотит в жизнь мечту об «учении без усилий». Не напоминает ли это сказку «О чёрной курице и подземных жителях» А.Погорельского? К тому же, уважаемая автор «гибели российского образования» не приводит статистику – какой процент из «миллионов, записавшихся на МООКи, завершает своё обучение»? Как говорится, «цыплят по осени считают»…..

В феврале 2013 года СМИ сообщали,что на развитие дистанционного обучения российское Минобрнауки в 2013-2018 годах планирует потратить пять миллиардов рублей. Официально эта сумма не была подтверждена или опровергнута, но в условиях сокращающегося бюджета сомнительно, что государство выделит эти деньги в полном объеме. Однако, возможно, это даже хорошо.

Электронное образование – это качественно новый уровень образования. И требует он качественного нового подхода ко всем аспекта образовательного процесса. Никаким волевым решением нельзя перейти на этот уровень без должной серьёзной предварительной подготовки. Электронное обучения не исключает преподавателя из процесса – напротив, на преподавателя возлагается множество новых функций – это и создание контента, и адаптация его под новые технологии, и освоение программной среды – системы управления обучением, и овладение навыками использования современных технических средств, и (почти круглосуточный) интерактив, мониторинг индивидуализированных траекторий, по которым движутся студенты, и многое, многое, многое другое…. Пусть не покажется сравнение вульгарным – электронное обучение – это то «дитя», которое нужно «выносить», и никаким декретом этот процесс не ускорить….

На наш взгляд, чем сейчас нужно серьёзно заняться университетам – это объединить усилия в создании той самой базы дистанционного обучения посредствомe-Learning, о которой мы сказали выше. Иначе «дитя» окажется «мертворожденным»….

Впечатление о том, что в России дистанционного обучения нет, или «вообще всё плохо», ставя в пример Запад и Европу – это уже шаблонный прием, связанный как с распространенным мнением, что у других всегда лучше, так и с исторически сложившимся благоговением перед иностранными технологиями и всем зарубежным в целом. Такое мнение складывается в первую очередь из-за отсутствия информации: российские ВУЗы в отличие от зарубежных не уделяют должного внимания рекламе и правильному структурированию информации на сайте (на многих сайтах ВУЗов раздел дистанционного обучения находится в «глубине» сайта, а не на первой странице портала университета), а СМИ выгоднее писать про другие более популярные и «горячие» темы, нежели о таких серьезных и «скучных» вещах, как образование, к тому же «дистанционное».

  Электронные образовательные ресурсы и технологии в России активно применяются и внедряются. Это подтверждается на многочисленных профильных ежегодных международных конференциях и выставках (например, E-Learning Expo, Education 3.0, NOTV и многие другие), которые проходят в Москве и других крупных городах России, в том числе и Казани (Электронная Казань, IGIP). В рамках этих мероприятий государственные образовательные учреждения и коммерческие организации делятся своими успехами и опытом по внедрению e-Learning, используемыми решениями и методами организации учебного процесса с применением дистанционных образовательных технологий, можно ознакомиться с передовыми программными и аппаратными разработками зарубежных и отечественных компаний.

  В российских вузах, также как и в зарубежных, электронное обучение базируется на системе дистанционного обучения (СДО) – это большая платформа по разработке и использованию в учебном процессе дистанционных курсов – довольно сложное программное обеспечение, требующее огромных финансовых и человеческих ресурсов, как на разработку, поддержку (исправление уязвимостей и ошибок в программном коде), тестирование, так и на постоянное улучшение и модернизацию в связи с новыми потребностями e-Learning. По этой причине заниматься разработкой и созданием универсальной СДО «с нуля» – крайне нецелесообразно. Логичнее воспользоваться существующими крупнейшими и наиболее распространенными в мире СДО: MOODLE, Blackboard, Sakai и другие. Выбор и развертывание уже «готовой» платформы – это подход как зарубежных, так и российских ВУЗов: зачем изобретать велосипед? Ведь многие из этих СДО являются открытыми, бесплатными и локализованы практически на все языки мира, в т.ч. и русский. Это касается и MOOC (массовые открытые онлайн курсы) проектов – платформы для их реализации также являются открытыми, например, MOOC проекты могут быть реализованы на MOODLE (проект MOODLE MOOC), Google Course Builder, и даже Coursera и edX – их коды открыты, бесплатны и свободны для использования. Поэтому с точки зрения технологий российские и зарубежные ВУЗы используют одинаковые платформы, обладающие одинаковым функционалом. Таким образом, мнение о том, что в РФ нет СДО или они хуже, является ложным: КФУ использует СДО MOODLE, которая используется, например, в Оксфордском университете (Великобритания), а КНИТУ-КАИ работает с Blackboard, которым пользуются профессора и студенты Принстонского университета (США).

  Российские MOOC тоже существуют, например, проект Uniweb, который строится на платформе, аналогичной edX и Coursera. Единственная разница заключается в том, что проект не совсем открытый, т.е. большая часть курсов закрыта и является платной. Дело в том, что для MOOC проектов не продумана до конца эффективная схема монетизации – наиболее перспективными являются платное получение итогового сертификата или контекстная Интернет реклама. Но пока ни один из этих методов не внедрен. Разработка и поддержка MOOC проекта крайне трудозатратна, а цель таких зарубежных проектов на текущий момент – это реклама вуза, в котором помимо MOOC можно получить полноценное образование, в т.ч. и дистанционно уже в рамках «классической» СДО, а не MOOC. Ведь сами по себе MOOC очень ограничены по функциональным возможностям по сравнению с «классическим» обучением в СДО, когда тьютор/преподаватель постоянно контролирует работу всех студентов, отвечает на вопросы, оказывает консультации и т.д. В случае MOOC, когда на одном курсе учится 130 тыс. человек, использовать такую же схему обучения просто невозможно. Поэтому материал курса адаптируется (сокращается) под MOOC. Это лишь одна из причин, по которой MOOC не могут заменить полноценное образование, а дают лишь общее представление, по аналогии тому, как статья Википедии о термодинамике (довольно большая по мерками Википедии статья) никак не заменит соответствующий учебник в 400 страниц, причем в обязательную литературу по курсу входит несколько таких учебников. Поэтому «классические» СДО более применимы для полноценного дистанционного обучения.

  Кстати в КФУ с 4 ноября 2013 года был запущен проект «Бизнес образование РТ», реализованный Институтом управления и территориального развития совместно с Департаментом развития образовательных ресурсов с использованием LMS MOODLE (на площадке «Тулпар» http://tulpar.kpfu.ru) – первый MOOC КФУ, содержащий 7 открытых бесплатных дистанционных курсов для поддержки молодежного предпринимательства РТ. Каждый курс содержит видеолекции, краткие конспекты лекций в электронном виде и тестовые задания, а также в рамках обучения будут проведена серия вебинаров с преподавателями курсов. Планируется, что до конца года обучение пройдут 1000 человек. При этом в КФУ на СДО используется специальный адаптивный дизайн обеспечивающий мобильное обучение (Mobile Learning) – работать с системой стало возможным на любом электронном устройстве, начиная с мобильного телефона и заканчивая широкоформатным монитором – отличное отображение сайта гарантировано независимо от разрешения экрана.

  Есть и уникальные российские разработки, например, проект vAcademia – трехмерный виртуальный мир, в котором можно проводить онлайн обучение в реальном времени, записывать занятия и многое другое, при этом возможности проекта превосходят зарубежные аналоги (Second Life).

  Другим актуальным направлением является геймификация образования, каждый год российские компании-разработчики программного обеспечения представляют новые компьютерные обучающие игры.

  Конечно, существуют и определенные трудности и проблемы, связанные с использованием электронного обучения. В первую очередь это отсутствие полной нормативно-правовой базы дистанционного обучения, схем финансирования разработки дистанционных курсов, расчета нагрузки тьюторов, а также вопросы авторских прав, особенно касающихся использования произведений, распространяемых по свободным лицензиями, например, GNU/GPL, CreativeCommons и т.д. Часть этих вопросов в той или иной степени решается в ВУЗах, но работа в этом направлении продолжается.

  У российских вузов большой потенциал и они уверенно развиваются в области электронного дистанционного обучения.

Мнение сотрудников ДРОР записали: Валитов Р.А., Ившина Г.В., Кашина О.А.

Подробности: http://kpfu.ru/main_page?p_cid=62142
Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на портал КФУ (kpfu.ru)