Компьютер в учебной деятельности обучаемого
1. Об использовании компьютера учащимся в качестве:преподавателя; эксперта; партнера по деятельности; инструмента деятельности; в роли обучаемого.
Компьютер как преподаватель
Большинство специалистов по компьютерной лингводидактике придерживаются мнения, что компьютер, осуществляя ряд функций обучающего, не сможет полностью заменить преподавателя иностранных языков по ряду причин, главными из которых являются следующие:
- на компьютере не могут быть полностью имитированы те аспекты деятельности преподавателя, которые связаны с его воспитательными функциями;
- целью обучения при современном коммуникативном подходе к преподаванию языков является, прежде всего, развитие способности иноязычного общения как особой социальной формы межкультурного взаимодействия, воспроизведение которой в полном объеме в рамках человеко-машинного взаимодействия в настоящее время кажется маловероятным.
На современном этапе наиболее конструктивным представляется подход, согласно которому компьютер не следует противопоставлять преподавателю, а целесообразно рассматривать его как средство поддержки профессиональной деятельности обучающего, что обусловлено в том числе и тем, что принцип преимущественных возможностей машины, господствовавший долгое время, в 80-е годы был заменен на принцип взаимодополняемости способностей человека и возможностей машины.
1. Коммуникативная функция. Та самая, одна из важнейших как при традиционной форме обучения, так и в условиях компьютеризированного учебного процесса по иностранным языкам. В настоящее время активно ведутся поиски возможностей коммуникативного использования компьютера и имитации на персональном компьютере деятельности преподавателя в роли партнера по вербальной коммуникации на естественном языке, реализуемой в форме диалогового взаимодействия учащегося с компьютером. Степень реализации компьютером роли партнера в процессе вербальной коммуникации определяется возможностями средств диалогового взаимодействия.
2. Организационно-стимулирующая функция. Речь идет о возможности компьютера стимулировать дискуссию в группах учащихся и управлять их коммуникативными отношениями, поскольку наиболее эффективной организационной формой работы учащихся за компьютерами считается работа в парах или небольших группах.
Аутентичные, коммуникативно ориентированные ситуации общения создаются в симулятивных обучающих программах, например, в известной программе Т. Винограда Terri/Shrdlu, в которой обучаемым предлагается собрать на экране из разноцветных кубиков определенную картинку. При этом учащиеся должны давать указания друг другу и компьютеру о необходимых перемещениях, закрепляя навыки употребления императива и пространственных предлогов. Компьютер в данной ситуации принимает команды на естественном языке и выполняет их, перемещая кубики.
3. Информативная функция. Основным преимуществом компьютера является возможность хранения и переработки больших объемов информации, поэтому он широко используется в процессе обучения языкам в качестве информационной системы.
Информативная функция преподавателя реализуется в виде отдельных модулей компьютерных обучающих программ. Практически любая компьютерная обучающая программа, кроме контролирующих, включает в себя либо информационные кадры (базовая информация для презентации нового учебного материала), либо кадры информационной поддержки (подсказки и разъяснения в ходе выполнения упражнений). Но возможности такого справочного режима ограничены рамками учебного материала (в компьютерную обучающую программу заложены только конкретные тексты и упражнения). Подобная информация не ориентирована на нужды конкретного учащегося и предусматривает лишь некоторые общие случаи, вызывающие затруднения. Поэтому в процессе обучения используются специальные компьютерные системы справочно-информационного обеспечения. Эти системы, с одной стороны, реализуют информативную функцию преподавателя иностранного языка, а с другой стороны, выступают в качестве инструмента информационной поддержки деятельности обучаемого.
4. Тренирочно-репетиторская функция. Применение компьютера для тренировки с целью формирования прочных навыков до недавних пор оставалось основной областью внедрения вычислительной техники в учебный процесс по иностранному языку. Для реализации этой функции преподавателя разрабатывается большинство программ алгоритмического типа. Отмечаются даже некоторые преимущества персонального компьютера по сравнению с преподавателем в процессе тренировки и закрепления учебного материала: неограниченное количество времени, полная беспристрастность и безграничное терпение.
5. Управляющая функция. Передача компьютеру функций управления учебной деятельностью позволяет устранить коренной недостаток традиционного обучения, заключающийся в плохой управляемости процессами усвоения знаний, формирования умений и навыков каждого конкретного обучаемого из-за слабости обратной связи. С точки зрения общей теории управления обучающий должен решить следующие задачи:
- указать цели деятельности;
- установить исходный уровень знаний, умений и навыков;
- определить программу действий;
- обеспечить систематическую обратную связь;
- переработать информацию, поступающую по каналам обратной связи;
- дать коррегирующее воздействие.
Указание целей и выбор стратегии обучения всегда остаются в компетенции преподавателя, в то время как другие задачи успешно решаются с помощью компьютера.
Осуществление компьютером функции управления обучением происходит в процессе диалогового взаимодействия обучаемого с управляющей программой. В программах алгоритмического типа управление деятельностью обучаемого осуществляется на основе жесткого, заранее заданного алгоритма действий, а компьютерные программы прочих типов направлены на гибкое управление учебно-познавательной деятельностью учащихся и на развитие их творческого мышления.
6. Контролирующе-коррегирующая функция. Применение компьютера для текущего и итогового контроля результатов учебной деятельности дает следующие преимущества:
- реализация индивидуального подхода в условиях проведения фронтального контроля;
- осуществление сильной обратной связи;
- воплощение требования максимальной объективности контроля;
- сокращение временных затрат на проведение контроля;
- освобождение преподавателя от трудоемкой работы по обработке результатов контроля;
- объективность (ни одна ошибка не может быть пропущена из-за усталости или невнимательности, то есть из-за воздействия субъективных факторов);
- дружественность (обучающемуся не только указывается на наличие ошибки, но и предлагаются пути ее исправления).
Эти преимущества способствовали широкому распространению контролирующих программ и включению модулей контроля в большинство компьютерных обучающих программ, которые предусматривают автоматическое выполнение следующих операций:
- принятие и распознавание ответа обучаемого;
- анализ и определение правильности ответа;
- запоминание результата и/или сообщение о нем обучаемому с использованием различных возможностей (звуковой сигнал, изменение цвета, мерцание экрана, вывод определенной реплики на дисплей, изменение результата на табло подсчета баллов);
- выставление итоговой оценки путем сравнения количества правильных ответов со шкалой оценок, заложенной в память ЭВМ для контролируемых параметров.
Компьютер как инструмент деятельности обучающего.
Эта функция компьютера основана на его возможности точной регистрации фактов, хранения и передачи большого объема информации, группировки и статистической обработки данных, что позволяет применять его по следующим направлениям:
1. информационная поддержка. В свою очередь, в данной сфере компьютер оказывает огромную помощь в осуществлении двух операций: - получения информации и - анализа учебных материалов. То, что при получении информации преподаватель опирается на базы данных и справочные программы, нам всем известно и понятно. Что касается анализа учебных материалов, то преподаватель может проводить отбор материалов для обучения (составлять лексические и грамматические минимумы с использованием программ составления частотных словарей, отбирать тексты и упражнения), анализировать тексты и целые учебные пособия. Так, существует такой тип компьютерных программ, как экспертные системы вроде универсальной системы Texan, созданной для любого языка, использующего латинский алфавит. В этой системе предусмотрены такие операции по анализу текста, как подсчет количества букв, слов, длинных слов (более шести букв) и фраз; установление средней длины слов и фраз, выявление структуры предложений, определение уровня сложности текста. Подобные системы призваны классифицировать тексты по параметру «читабельности», поскольку считается, что чем больше текст содержит длинных слов и фраз, а также глаголов в пассивной форме, тем он менее читабелен.
2. техническая поддержка. В этой сфере также выделяются три подсферы использования персонального компьютера:
- оформление учебных материалов (текстов, рисунков, графиков), например, посредством текстовых редакторов;
- организация коллективной работы учащихся, например, над совместным выпуском номера газеты обучаемыми разных учебных заведений. Очевидно, что для этого применяются локальные компьютерные сети и телекоммуникационные средства. Очевидно также, что процесс коллективного творчества позволяет не только повысить уровень мотивации при изучении иностранного языка, но и сделать задание, например, по обучению письменной речи, подлинно коммуникативным;
- кроме того, компьютер технически поддерживает дистанционное обучение, преимуществом которого является то, что он дает возможность изучать иностранные языки с преподавателям даже тем категориям лиц, которые исключены даже из заочной формы обучения (инвалиды, лица, проживающие в отдаленных и труднодоступных районах).
3. профессиональная поддержка. Применение компьютера в качестве инструмента поддержки профессиональной деятельности преподавателя иностранных языков позволяет:
- создавать собственные компьютерные обучающие программы с использованием так называемых генеративных и открытых компьютерных программ, не владея специальными навыками программирования. Открытые компьютерные программы – это программы, базы данных которых могут модифицироваться и дополняться пользователем. Генеративные же программы самостоятельно генерируют программное обеспечение из вводимого преподавателем языкового материала. Работа преподавателя с генеративными программами происходит в диалоговом режиме и сводится к ответам на запросы типа «Введите предложение», «Введите правило», «Введите текст». К основным типам генерируемых компьютерных программ относятся: тесты с множественным выбором, тексты с пропусками и лингвистические игры вроде кроссвордов. О таких программах мы с Вами еще поговорим во втором семестре, более того, мы научимся ими пользоваться;
- оптимизировать учебный процесс путем систематической регистрации его параметров и создания банков данных по каждому конкретному учащемуся и группе обучаемых в целом (сведения об исходном уровне знаний, результаты текущего контроля, средний балл, данные о преобладающем темпе работы). Системы учета и анализа ошибок обучаемых, предусмотренные во многих компьютерных обучающих программах либо существующие в виде отдельных программ, дают возможность выявить динамику и закономерности процесса обучения в ходе экспериментальных педагогических исследований и позволяют упростить работу по организации учебного процесса. Например, в Киеве разработана система Regia, которая в течение 3-5 минут собирает из разных баз данных все сведения об обучаемом и тиражирует ведомости заданного формата. В настоящее время все более широкое распространение получают также компьютерные системы диагностики способностей, предназначенные для определения степени профессиональной пригодности студентов и абитуриентов вузов к изучению иностранного языка.
компьютер как обучаемый.
Это случается при использовании немногочисленных пока компьютерных программ, в которых обучаемый и машина меняются местами, и компьютер уже выступает в качестве объекта обучения. В этой ситуации обучаемый, программируя действия компьютера, самостоятельно выбирает стратегию обучения и руководит действиями машины, управляя при этом и собственной познавательной деятельностью, как это реализовано в обучающей среде ЛОГО, возможности которой для обучения иностранным языкам еще недостаточно изучены;
компьютер как эксперт. Системы анализа могут использоваться и обучаемым на заключительном этапе работы для корректировки и экспертной оценки выполненного задания;
компьютер как партнер по деятельности. Случай работы с подлинно интерактивными симулятивными программами, которые включают в себя систему порождения текстов и потому могут использоваться для человеко-машинной коммуникации.
2. Об использовании тренировочных и обучающих программ для самостоятельной и домашней работы учащихся.
Чем тренировочные программы отличаются от обучающих? Тренировочные программы используются преимущественно в режиме индивидуальной самостоятельной работы учащихся, представляют собой объединенные в учебные блоки серии упражнений для выработки прочных навыков владения определенным учебным материалов. Подавляющее большинство игровых «обучающих программ» по сути являются тренировочными.
Обучающие же программы содержат помимо тренировочных упражнений информационные кадры презентации нового учебного материала и средства поддержки обучения в виде подсказок, ключей и правильных ответов. Сюда же можно отнести и программы исследовательского типа, позволяющие моделировать определенные процессы и действия.
Благодаря наличию таких программ компьютер может часто использоваться в процессе самостоятельной и домашней работы учащихся, в ходе автономного изучения языка, в целях восполнения пробелов в знаниях отстающими учащимися. При самостоятельной работе учащийся может получить учебное задание от компьютера, запросить у него дополнительную информацию, необходимую для выполнения задания, уяснить способ выполнения задания, ввести ответ, получить анализ и оценку ответа.
Можно отметить даже целый ряд преимуществ использования персонального компьютера для самостоятельной проработки учебного материала по сравнению с аудиторными занятиями с преподавателями:
а. неограниченное время работы, определяемое потребностями самого учащегося;
б. свободный режим работы (выбор времени работы, определение пауз в работе и темпа усвоения материала);
в. исключение воздействия субъективных факторов в работе (отсутствие предвзятости к кому-нибудь из учащихся, оценивание ответа на основе четких критериев без сравнения с результатами работы других обучаемых, неограниченное терпение, неразглашение недостатков работы).
- Лидия's blog
- Log in to post comments