Программы ЮНЕСКО. Через русский язык - к целостности мира и сохранению социо-культурного разнообразия в диалоге культур

I.   МЕЖДУНАРОДНАЯ ПРОГРАММА

«Через русский язык - к целостности мира и   сохранению социо-культурного разнообразия в диалоге культур на информационном поле глобального знания 21 века».

                 

 Программа является важнейшей составляющей инициативных действий международного научно-образовательного сообщества и представителей институтов гражданского общества России, Украины, Польши, Чешской Республики в развитие Программы ЮНЕСКО "Информация для всех", направленной на  решение сложных современных проблем – борьба с бедностью, здоровье человека, качественное образование путем сокращения неравенства между информационно бедными и информационно богатыми сообществами. 

 Особенностями нашей программы является, с одной стороны - содействие  расширению   пространства глобального знания на основе русского языка как одного из шести официальных языков ЮНЕСКО

а с другой, - организация передачи в сферу глобального знания элементов знания, несущих в себе национально-культурные особенности социо-сообществ, посредством перевода на русский язык текстов национального звучания и использования современных информационных технологий.

 

Данная программа направлена на реализацию принципов культуры мира и обеспечения устойчивого развития на локальном и глобальном уровне.

 

Программа формируется по следующим разделам:

·        Введение

·        Цели и задачи

·        Пути достижения целей

·        Участники и партнеры

·        Структура программы

·        Этапы и механизм реализции 

·        События и мероприятия

·        Консультативный процесс
         Введение    

Мир – это мозаика мировоззрений, и каждое мировоззрение выражено в языке. Всякий раз, когда исчезает язык, пропадает еще одно мировоззрение. (Дэвид Кристал, выдающийся лингвист)

Современное языковое развитие мира продолжает тенденции, заложенные в 70-х годах ХХ века, и характеризуется двумя разнонаправленными процессами: развитием национальных языков и все большим распространением нескольких языков как средств широкого межгосударственного, межнационального и мирового общения.

Мировой язык – специфическая категория современного этапа языкового развития человечества. Он характеризуется определенной совокупностью свойств: глобальность распространения, сознательность принятия, объем и специфика функций.

 

В постсоветском пространстве в развитии русского языка наблюдается как положительные явления (оживление языка), так и отрицательные (деформации и искажение, подмена письменного слова, текста – простой записью устной речи) тенденции. 

Несмотря   на разнообразие языковых стратегий и измерений,   важно подчеркнуть интенсивный количественный рост и выведение  русского языка на уровень мирового языка.

Сохранение нормативности, утверждение культурной традиции использования   языка   в   быстро изменяющееся глобальном обществе ‑ функция государства, доктринальной   стратегии и социального проектирования. 

Несомненно, что такая стратегия требует материальных затрат, как на обеспечение перевода на русский язык материалов и произведений (как печатных, так и электронных),   позволяющих изучать мир во всем его разнообразии, так и оказывать влияние на формирование информационного поля глобального знания 21 века, способствующего адаптации и развитию человека, ориентированного на уважение к русскому языку

 

Социальным приоритетом является направление равенства образовательных возможностей, доступности образования для различных категорий населения.   Оно является одним из приоритетных для Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), но еще в большей мере для стран постсоветского лагеря, стран третьего мира..    Жизнь показывает, что «обеспечение государственных гарантий доступности качественного образования» в качестве приоритетов образовательной политики не соотносится с реальными возможностями, объективными тенденциями развития социально-экономического пространства на ближайшее будущее. 

 

Современное поле глобального знания представляет собою динамичную развивающуюся систему, целевое использование которой может значительно повлиять на структуру и стоимость образования.   Речь идет не о возможности свободного доступа к различным наличным в Интернете информационным ресурсам (в основном, гуманитарного характера), а о включении ресурса глобальных знаний,   представленных на русском языке, в   структуру образовательного процесса на безоплатной основе.

Очевидно, что стоимость   пакета образовательных   услуг значительно снизится за счет включения бесплатного информационного ресурса.

 

Участникам   Программы, поддерживающим ее цели и готовым привнести свой вклад в развития глобального пространства знаний    на базе русского языка как одного из языков официального общения ООН и ЮНЕСКО предлагается участие в проектировании образовательной среды в контексте стратегии непрерывного образования в различных ее формах и на различных квалификационных уровнях на основе: 

 

б)   Договора о сотрудничестве с руководителями направлений, экспертами и членами Международного консультативного совета - с одной стороны и кафедрой МЦВПЮ – с другой.

а)   Также на базе Международного социально-гуманитарного консорциума, организация которого может быть одной из целей данного проекта.

 

Другие цели проекта:

·        развивать инновационный потенциал  непрерывного образования на глобальном информационном поле  медиапространства (киберпространства) как в дистанционном, так и очно-заочном пространстве,

·        способствовать повышению   статуса русского языка в глобальном информационном пространстве и его значения для повышения  культуры коммуникаций в контексте интеграционных процессов в славянских странах и странах Восточной Европы,

·        обеспечение внедрения и проектирования образовательных программ, отвечающих потребностям развивающегося русскоязычного социо-культурного пространства

 

Программа ориентирована на решение следующих базовых задач:

 

1.         Расширение   географии и поддерживающей среды обучения русскому языку по методике Института русского языка им. Пушкина (дистанционный курс) 

2. Освоение и внедрение проектных разработок на примере виртуальной образовательной среды «Атмосфера» как основы для развития совместных программ и проектов и развития форм дистанционного образования локального значения для сферы русского языка как иностранного.

3.    Проектирование образовательной среды в контексте стратегии непрерывного образования в различных ее формах.

4.    Организация подготовки преподавателей и учителей средствами дистанционного обучения в среде Moodle

5. Проектирование пакета образовательных программ социальной направленности,   включающей:
·    информационно- координационный модуль
·    ресурс глобального информационного поля (на безоплатной основе)
·    обсуждение и  принятие к внедрению специализированных образовательных модулей
·    сертификация и взаимозачеты
·   осуществление консультационного процесса с целью оценки и продвижения инновационных продуктов  в практику

6. Перевод источников высокой культурной и социальной ценности, изданные на национальном языке (украинском, чешском, польском) 

7. Организация Конференции   «Эффективные коммуникации в интересах устойчивого развития стран посткоммунистического лагеря» (Болгария)

 

Инициатор и   со-руководитель – Логвиненко Виктория Павловна – зав. Кафедрой Международного центра внедрения программ ЮНЕСКО, директор Центра социально-экологического проектирования ММА «ЭКОРЕСУРСЫ» (Россия),  зав. Кафедрой Университета «Львовский Ставропигион» (Украина)

 

Консультант – со-руководитель –  Тряпельников Анатолий Викторович - к. пед. н., доцент кафедры методики, педагогики и психологии Гос. института русского языка им. А.С.Пушкина, автор Телекоммуникационной Мультимедийной Образовательной Среды
 

Comments

Anatoly's picture

Comment: 

Для партнеров Кафедры МЦВПЮ и всех пользователей сайта АТМОСФЕРА!

Теперь работают курсы дистанционного обучения по русскому языку как иностранному, представленные под рубрикой

«Языки ЮНЕСКО: русский язык»

______________________________

1. Образовательные программы под рубрикой «Языки ЮНЕСКО: русский язык» предназначены для всех, кто интересуется историей и развитием русского языка и культуры (на профессиональном и любительском уровнях).

При реализации данной международной программы профессионалы, учителя и преподаватели русского языка и литературы, исследователи культуры смогут самоорганизоваться в профессиональную виртуальную сеть участников программы.

Важно заметить, на основе виртуальной образовательной среды Кафедры (http://dep-icupp-com.1gb.ru/node/2) можно реализовать инновационные проекты, отвечающие целям и задачам Программы (http://dep-icupp-com.1gb.ru/node/18)

Сертификат Кафедры МЦВПЮ

По результатам обучения по программе "РУССКИЙ ЯЗЫК КАК ИНОСТРАННЫЙ. (Теория и практика)"

/ модуль учебных курсов программы в составе:

1) Электронные (цифровые) средства обучения иностранным языкам (1);

2) УЧИМСЯ УЧИТЬ. Методика преподавания РКИ (6);

3) ИКТ- кoмпетенции преподавателю РКИ (1) / -

участники программы, успешно сдавшие экзамены, получают сертификат Кафедры МЦВПЮ, подтверждающий прохождение обучения по курсу "РУССКИЙ ЯЗЫК КАК ИНОСТРАННЫЙ" в системе непрерывного образования ЮНЕСКО.

Приглашаем к обучению!