Работа над презентацией "Текст как единица обучения РКИ"

Alexandr_Rom
1. Текст как единица обучения.
        Различные виды работы с текстом, аутентичным или адаптированным, создание собственных текстов - вот ключевые элементы коммуникативного подхода в обучении русскому языку как иностранному.
         При изучении иностранного языка текст играет такую же важную роль, как и изучение грамматики, системы языка. Эти две стороны языковой реальности должны подаваться иностранцу во взаимодействии. Безусловно, текст представляет собой конечный, целевой продукт речевой деятельности, адекватное создание которого становится для иностранного студента показателем овладения изучаемым языком. При всём этом нельзя забывать о том, что иностранец должен ясно увидеть в линейном отрезке речи определенную грамматическую схему, удержать её в памяти. Она будет служить необходимой на начальном этапе опорой для понимания собственно смысла текста, затем, по достижении студентом автоматизма в употреблении данной грамматической конструкции, схема станет в его восприятии неотчленяемым компонентом высказывания. Текст, таким образом, становится единственным минимальным "полноправным" представителем всего языка в целом, в отличие от предложения, словосочетания, отдельно брошенной фразы.
Вспомним, что такое текст и как он соотносится с речевой деятельностью и речевым актом:
 

 

Речевая деятельность

 

 

словесный процесс выражения мыслей

Речевой акт

Речевой акт

Речевой акт

минимальное речевое действие, реализующее конкретную коммуникативную цель

Микротекст

Микротекст

Микротекст

фиксированный продукт речевого акта

 

 
Текст

 

фиксированный продукт речевой деятельности, словесное произведение, реализующее комплексную коммуникативную цель

 
       Чтобы адекватно воспринять всю глубину содержания того или иного текста, необходимо помнить, что он является неотъемлемой частью коммуникативной ситуации в целом. Нужно иметь в виду изначальные речевые установки участников общения и обстоятельства, в которых оно разворачивается. Названные аспекты коммуникации находят отражение в таких характеристиках текста, как его цель, тип, вид и жанр.
      Обучая студентов-иностранцев, преподаватель РКИ должен обращать их внимание на данную классификацию, отражающую основы функционирования текста.
Например:
ЦЕЛЬ ТЕКСТА- студенту необходимо сообщить интересные факты о своей стране, описать наиболее известные её достопримечательности;

ТИП ТЕКСТА - студент использует информационно-описательный тип текста;

ВИД ТЕКСТА - сообщение с элементами рассказа-описания;

ЖАНР - статья в путеводителе.
        2. Виды работы с текстом.
Выбор различных видов работы с текстом определяется следующими функциями текста как единицы обучения РКИ:
Текст как источник информации
Текст как материал для обучения
 

слушанию чтению
говорению письму
Текст как образец речевых моделей и конструкций (устных и письменных)
Текст как материал для ввода и анализа лексико-грамматического материала
Работа с речевым произведением структурируется по этапам и видам упражнений:
1. Ввод текста.
Коммуникативный подход предусматривает преимущественно устный ввод текста, что связано с принципом устного опережения, но при необходимости используется и письменный путь.
ПРЕДТЕКСТОВЫЕ упражнения направлены на предварительную подготовку обучаемых к восприятию текстовой информации. Они способствуют актуализации в сознании учащихся определенного круга лексики, настраивают их на речевое взаимодействие при обсуждении заглавия, прогнозировании текстового содержания.
2. Обработка текста и автоматизация речевых образцов.
На данном этапе необходимо обеспечить понимание обучаемыми смысла текста, провести анализ форм и слов, заняться тренировкой речевых образцов.
ТЕКСТОВЫЕ упражнения заключаются в чтении и разъяснении трудных для понимания фрагментов, анализе форм и слов, кроме того преподаватель предлагает обучаемым вопросы, направленные на проверку верного восприятия текстовой информации.
3. Выход в речь.
Заключительный этап подводит обучаемых к созданию собственных текстов - устных и письменных, в которых будут осознанно применены усвоенные речевые образцы.
ПОСЛЕТЕКСТОВЫЕ упражнения включают в себя задания, направленные на критическое осмысление содержания, пересказ текста от лица различных его персонажей или с учетом адресанта сообщения, кроме того, обучаемые моделируют ситуации общения, в которых могут быть употреблены речевые образцы из данного текста.