В МИРЕ УЧЕБНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ. ИНТЕРНЕТ: К НОВОМУ ТИПУ ОБРАЗОВАНИЯ?

В МИРЕ УЧЕБНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Р.Латыпов, кандидат исторических наук,
Бирский государственный педагогический
институт (Башкортостан)*

ИНТЕРНЕТ: К НОВОМУ ТИПУ ОБРАЗОВАНИЯ?

Поводом для написания статьи послужило событие, произошедшее 4 февраля 1997 года в стенах Бирского Госпединститута: в этот день была открыта "электронная почта". Для нас — преподавателей и студентов, начался отсчет нового времени — выход во всемирное информационное пространство.

В этой связи, мне хотелось бы привлечь внимание к феномену Интернета, объяснить, что это такое, как он "работает" и каковы его фундаментальные последствия на нашу жизнь.
Интернет стал одним из самых значительных демократических достижений конца нынешнего века.
Как ничто другое он революционизировал компьютер и глобальные коммуникации, стал уникальным механизмом распространения информации, объединения людей, их диалога посредством компьютеров вне зависимости от географического положения, временных, государственных, и многих других границ. Интернет вбил последний гвоздь в крышку гроба индустриальной эпохи, поменяв ее на информационную.


НЕМНОГО ИСТОРИИ.

Будучи крупнейшим в мире конгломератом взаимосвязанных коммуникационных сетей ("сеть сетей"), Интернет вырос в компьютерной среде. За последние пятьдесят лет компьютерная технология совершила ряд крупных скачков, каждый из которых сопровождался взрывом новых изобретений. Первая фаза компьютерной революции связана с появлением ЭНИАК и микропроцессоров — рубеж 1940-50-х гг. Следующий крутой сдвиг приходится на середину 1960-х гг., когда появляются миникомпьютеры, открывшие эру компьютерного (цифрового) рынка. В 1981 г. компания IBM создает персональный компьютер, вызвав новый, более мощный рыночный взрыв. Сейчас подошло время очередного, четвертого революционного прорыва в связи с формированием глобальной компьютерной системы. Кроме того, сейчас есть ряд признаков того, что уже намечается "пятая" волна — в связи с поиском и разработкой квантового компьютера.

Интернет — дитя "холодной войны", его истоки восходят к военным программам Пентагона. Он появился на свет в 1969 г. под названием АРПАНЕТ по имени своего спонсора — Управления Пентагона по Передовым Исследовательским Проектам (ARPANET). Цель была более чем скромной — позволить ученым- компьютерщикам и инженерам, работавшим по военным контрактам по всей Америке, установить обмен тогда еще весьма дорогими информационными ресурсами. В ходе этой "операции" некоторым исследователям пришла в голову мысль использовать новейшую технологию для посылки сообщений друг другу. Так возникла "электронная почта" (e-mail) — наиболее "эксплуатируемая" сейчас услуга Интернета — которая позволяет пользователям составлять текстовое сообщение на компьютере и отправлять его по сети другим пользователям.
(Первоначально Интернет задумывался как одно из средств ведения современной войны. В частности, этому была подчинена его изначальная "архитектура": в его основе была заложена оригинальная конструкция расщепления передаваемых инфоданных на маленькие порции — "пакеты", которые достигали цели назначения различными путями. Это, в свою очередь, делало посылаемую информацию неуязвимой для возможного прослушивания или цензурирования "соответствую-щими органами". Эта сеть коммуникационных пакетов могла противостоять крупномасштабным разрушениям, даже ядерной атаке: если один маршрут отключен, заблокирован или же разрушен, "пакетики" ринутся по тому, который остался нетронутым).
С начала 1970-х годов новая сеть коммуникаций начала стихийно распространяться по Северной Америке, а затем перекинулась за ее пределы, прежде всего в Западную Европу, Израиль, Австралию, Новую Зеландию и Японию. Она обходила все преграды и вырастала "снижу вверх" постепенно и неуклонно, создавая гигантскую инфраструктуру для мобилизации и трансфера информации.
Она росла быстро, неудержимо и как-то незаметно на фоне телефонных, кабельных и телевизионных кампаний-гигантов. Создание поразительного самоуправляющегося сообщества происходило стихийно "снизу" благодаря усилиям многих рядовых людей. Каждый добавлял что-то новое. Строители Интернета не прокладывали кабели и не копали траншеи: они просто арендовали существующие телефонные линии. Когда к Интернету подключились общественные и коммерческие сети (в середине 1980-х годов) его рост резко ускорился.
В середине 1993 г. случилось нечто совершенно новое: Интернет расправил крылья мультимедиа. Синтез специального программного обеспечения и средства соединения документов позволил пользователям "путешествовать" по сетям с помощью картинок, звука и видео. И все это посредством простого кликанья "мышью" ("мышь" — это специальное приспособление для контроля курсора на экране).
Из простого средства передачи электронных посланий и "разгрузки" случайных файлов Интернет превратился в место для встреч, полное людей и идей, — стал киберпространством- миром коммуникаций, информации и развлечений, в котором исчезло понятие "расстояние" — благодаря созданию "всемирной паутины" (Word-Wide Web), стремительно расширившей аудиторию Интернета по всем континентам. "Паутина" качественно изменила облик "сети сетей", открыла новую главу в истории Интернета.


ТРИ АНГЛИЙСКИХ СЛОВА — World, Wide, Web

"Коль попался ты в сеть Интернета,
Коли Web'ом тебя оплели -
Не противься, послушай совета,
И живи гражданином Земли,
Где уж нет ни границ, ни таможен,
И где визы не надобно ждать,
Где весь мир от тебя расположен
На дистанции в "кнопку нажать"!"

(М.Овсищер)

Если вы живете в Бирске, Сиднее, Боготе или Шанхае, вы можете обмениваться информацией, контактировать или "встречаться" с людьми из Афин, Джакарты, Сингапура или Сантьяго через клавиатуру своего компьютера. Для многих из нас те образовательные или научные возможности, которые были немыслимы еще 5-10 лет назад, вполне доступны.
Скажем, если необходимо получить свежие данные по молекулярной генетике в Гарвардской Университетской Библиотеке или в шведском Королевском Институте (это лучшие центры в мире), то все, что вам нужно, это телефонная линия и компьютер, подключенный к Интернету. Вам нет нужды ехать в Москву для работы в "ленинке" или "писать письма" или "по-блату" просить в книжных магазинах: вся мировая информация, все данные у вас на экране. Еще одно не менее важное и полезное условие для будущих граждан "интернетии" — хорошее знание английского языка, ибо Интернет и "паутина" работают как великие объединители, если вы говорите по-английски. Интернет стартовал в США, там же живет основная часть компьютерных фанатов-"хакеров", чья реальность всегда виртуальна. Ко времени распространения Сети, ее лингвистические модели, "архитектура" и лучшее программное обеспечение, — все было сделано в Америке. Две трети мировых научных изданий — также на английском языке. Он является главным языком современных технологий, реклам, средств массовой информации, правил дорожного движения, международных авиалиний и др. Мировой бизнес также общается на английском. Американские технические, экономические, информационные термины прочно вошли во все языки мира.
Существует, конечно, множество страниц "паутины" на русском, японском, немецком и др. языках. В России можно общаться и обмениваться по-русски.
Со временем компьютеры смогут помочь поиску и переводу информации с одного языка на другой. Но сейчас, если вы хотите воспользоваться всеми благами и возможностями Интернета, существует только один реальный путь это сделать: учить английский язык, который больше чем когда-либо стал самым эффективным экспортером демократической культуры. Интернет и английский язык являются глобальной силой грядущего единства человечества. Они формируют контуры единого мирового порядка.
С восхождением Интернета, естественно, происходит не только объединение и сплочение людей, имеющих доступ к компьютерам и телефонным линиям, но и разделение на тех, кто знает и умеет, и тех, кто не знает, не может, не хочет. Возникает вопрос: не приведет ли новый информационный порядок к радикальному расколу мирового сообщества: на одном полюсе — "граждане киберпространства", на другом — мир культурного и интеллектуального гетто для людей, неспособных воспользоваться достижениями Интернета в силу незнания английского или отсутствия компьютера. Не произойдет ли новый передел среди людей в информационную эпоху?
На наш взгляд это "классовое" деление является верным лишь в ближней перспективе, в то время, как долговременный эффект Интернета, находящегося в постоянном состоянии обновления и усовершенствования, аналогичен тому же, что имели телефон, радио и телевизор. То есть речь идет о приобщении всех тех, кто пока "не имеет" или "не знает". Вот почему это фундаментально демократическая технология, несущая информацию, власть, влияние на 100 миллионах компьютерных клавиатур. Это наиболее эффективный путь преодоления расовых, религиозных и идеологических барьеров между людьми, странами, народами. Адам Гаффин, автор книги "Путеводитель по компьютерной сети Интернет" (М.,1995), считает: "Сеть — это более, чем чудо технологии. Это — человеческое общение на самом его фундаментальном уровне". Теперь вы уже не ограничены лишь текстовым общением через посредника — вашего провайдера электронной почты, а можете сами, прямо со своего компьютера немедленно связаться с любым из более чем 50 миллионов пользователей Сети и получать программы и данные, текст и изображения, звук и видео отовсюду, где люди работают с Интернетом. "Паутина", являясь составной информационной частью Интернета, позволяет осуществить одно из самых основных желаний людей — соединиться друг с другом.

 


"РЕВОЛЮЦИЯ НА КОНЧИКАХ ПАЛЬЦЕВ"

Интернет является глобальной сетевой системой, состоящей из миллионов локальных сетей и компьютеров "хостов". "Паутина" — это всего лишь один из путей практического осуществления Интернета. Среди других "gopher" ("крот"), ФТП, "e-mail" и др. "Паутина" является методом (и системой), который позволяет членам сообщества Интернета воспользоваться исторически новой возможностью создавать и перманентно развивать глобальное поле текстов, все части которых способны пересекаться и взаимодействовать. Другими словами, "паутина" — это быстро растущая глобальная (миллионы авторов добавляют новые страницы в нее каждый день) индустрия текстов, состоящая из миллиардов слов, звуков, картинок и др. Это фантастический океан инфо, безбрежно раскинувшийся перед вашим взором на экране вашего компьютера. На Сети вы можете задать вопрос всему миру и быстро получить десятки ответов, найти друзей и коллег, узнать о чьих-то достижениях и поведать миру о своих собственных. Чтобы стать гражданином этого киберпространства, вам не нужно испрашивать разрешения "соответствующих органов" — вы свободно пускаетесь в кругосветное "плавание" по океану всего того, что наработало человечество за всю историю своего существования. В "паутине" каждый становится центром Вселенной. В киберреальности исчезает комплекс провинциала, здесь нет "столиц", нет начальников, нет монополии. Нет государств и правительств. На "седьмом континенте" homo faber превращается в человека, обменивающегося информацией. "Будущее уже наступило, расстояния сведены к нулю".

Революция Интернета бросила вызов сложившимся представлениям по всем отраслям и сферам человеческого общества (экономика становится компьютерной, общество — цифровым, индустриальная цивилизация — информационной, средства коммуникации — глобальным информационным суперхайвэем). Как обернется революция Интернета для человечества — трудно сказать, но с уверенностью можно предположить, что интернетизация составляет мегатренд наступившего нового столетия и наша стратегическая задача — приспособиться к новым "правилам игры" цифрового века: в противном случае нас ожидает судьба динозавров.


АЛЬТЕРНАТИВНОЕ ОБЩЕСТВО

 

Компьютерный век меняет все аспекты нашей жизни настолько, что речь идет о создании нового альтернативного человеческого общества в рамках существующего. Например, информационная революция значительным образом ускоряет глобальный процесс политической демократизации: свободный информационный поток подрывает основы диктатур, способствует децентрализации политической и экономической власти, лишает последнюю монополии на умы и души людей. Децентрализующая и интерактивная природа информационных технологий ставит под угрозу существующие недемократические общества, заставляя их выбирать между сохранением изолированности (что неизбежно обрекает их на усиление отсталости и прозябания) или приспособлением к "правилам игры" и потребностям стремительно развивающейся информационной гонки (что с неизбежностью стимулирует открытие во внешний мир). Мы являемся к тому же свидетелями того, как информация выходит из-под контроля, сметая собою все мыслимые и немыслимые барьеры на планете, делая нас, мир и власть "открытыми книгами".
Чем отличается эта информационная революция от всех предшествующих в мировой истории великих революций? Николас Негропонте, автор бестселлера "Being Digital" пишет, что суть ее в различиях между атомами и битами. Первое — это строительные блоки для физических предметов и явлений, которые до сего дня формировали основу как экономики, так и сознания. Биты — эфемерны, это просто "единицы" и "нули", с помощью которых мы получаем обилие информации. Все они — горючее, которое воспламеняет цифровой огонь. Буквально из ничего возникает новое измерение пространства и действительности — киберпространство, сделанное из битов, чья неосязаемая природа становится фундаментальным элементом нашего космоса.
Мир Интернета растет как на дрожжах. Его поразительный рост превзошел и превосходит все ожидания и прогнозы. Число его пользователей ежегодно удваивается. В 1983 г. было 562 интернетных хостов. В 1995 (январь) — около 5 млн. В 1996 г. — 9,4 млн. На январь 1997 г. число компьютеров хостов уже составило более 16 млн. Согласно некоторым прогнозам, число пользователей к 2000 году составит цифру 160 млн. Однако, никто точно не знает действительное число пользователей Интернета и "паутины". Все расчеты имеют приблизительный характер. Наиболее коммуникативным обществом в мире на сегодняшний день являются США.
Прежде всего, именно там стартовала компьютерная эра и быстрее всех росла компьютерная технология. Благодаря правительственной поддержке на начальном, самом трудоемком этапе становления, а затем подключения частных и общественных ресурсов, американцам удалось создать самую передовую высокотехнологичную компьютерную индустрию. США имеют первоклассные компьютерные факультеты и исследовательские центры. Следствием является то,. что страна располагает половиной всей мировой компьютерной мощи и потенциала — в 7 раз больше, чем в Японии. Там сосредоточены лучшие "мозги", которые сегодня, например, уже работают над созданием Интернета-2 и Интернета-3; их мысль уже работает над проблемой квантовых компьютеров, масштаб которых сравним с энергией атома против огня. Все эти "чудеса" делаются в условиях бешеной конкуренции, при поддержке частного, государственного и общественного секторов. Страна инвестирует основные средства именно в эти сферы, полагая что за этим ее высокотехнологическое преуспевающее будущее.
Об этом сказал сам Президент США Билл Клинтон, в своей иннагурационной речи перед заступлением на второй срок 20 января 1997 г.: "Десять лет назад Интернет был таинственным уделом физиков. Сегодня это расхожая энциклопедия для миллионов школьников". Недавно он привел цифру — 65% американских школ подключены к системе Интернет. Он обещал приложить все усилия, чтобы довести эту цифру к концу своего срока до 100%.
Полезно будет привести еще некоторые данные. В США в 1992 г. было продано 12,5 млн. персональных компьютеров (ПК). В 1996 г. — примерно 26,1 млн. Число студентов на каждый компьютер в 1992 г. составляло 16 человек, в январе 1997 г. — 10. В стране широко распространены сотовые и мобильные телефоны, пейджеры, ноутбуки и многие другие новинки компьютерного века. Сейчас началось применение цифровых бытовых товаров (напр., цифровые фотоаппараты, DVD-цифровые видео диски, Web TV и др.). Интернет, "паутина", электронная почти — все это и многое другое стало обычным атрибутом американского общества, настолько обычным, насколько для нас являются телефон или телевизор. Эта страна круглосуточно находится в режиме "на линии", что помогает ей продвигаться по пути информационного прогресса все дальше и дальше, к цифровому веку.


ЦИФРОВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

"Технология — это ответ, а в чем же состоит наш вопрос?"
(Дэвид Коул, Сиракузский Университет, США)


Цифровой прорыв Интернета оказал фундаментальное воздействие на все сферы человеческой жизни и прежде всего образование. По-видимому, мы имеет дело с новым типом образования, где ведущую роль играет Интернет. Просто дух захватывает, когда начинаешь осмысливать открывающиеся новые возможности в образовании в связи с "вторжением" Сети и применением компьютерных технологий.
Благодаря взрывному росту Интернета, университеты во многих странах мира еще более усилили свои поиски стать полностью подключенными к сетям. В результате, за последние несколько лет произошли существенные изменения в том как используются компьютеры и компьютерные сети в учебных программах и управлении. Например, многие вузы на "паутине" выставили для всеобщего пользования свои цифровые архивные и рекламные данные.
Через соответствующие "домашние страницы" ("home page") вы можете получить всю необходимую информацию об университете, преподаваемых курсах, сведения о профессорско-преподава-тельском составе, и многое другое, что связано с поступлением, обучением, условиями жизни на кампусах.
Многие студенты сейчас сами открывают свои собственные "хоум пейджи" на "паутине", рассказывая о себе, своих увлечениях и достижениях. Преподаватели помещают свои учебные программы, конспекты лекций, тесты и другие материалы на Интернет. Стало вполне обычным обеспечивать своих студентов, профессорско- преподавательский состав и сотрудников собственным электронным адресом и выходом в Сеть. Это сразу повысило уровень обучения и образования студентов, которые из пассивных пользователей Интернета стали писателями, издателями, репортерами, приобретая творческие и индивидуальные качества и навыки самостоятельного роста.
Сеть и компьютеры настолько пронизали академическую жизнь тех, кто учится, и тех, кто учит, что все эти новшества, еще невозможные несколько лет назад, стали "воздухом", "атмосферой", которые вы уже не замечаете. Дело дошло до того, что некоторые колледжи в США требуют от первокурсников иметь при поступлении свои собственные персональные компьютеры. Это особенно характерно для частных университетов, где большинство студентов имеет собственные ПК. Аналогичная практика начинает пробивать себе путь и в некоторых государственных университетах. Вот некоторые данные о владении студентами собственными ПК ко времени их поступления в университеты и колледжи (все данные приходятся на январь 1995 г. и почерпнуты из журнала "Newsweek"):

 

Кампусы Число студентов с ПК, %
Корнельский Ун-т 75
Мичиганский Ун-т 50
Пенсильванский Ун-т 60
Стэнфордский Ун-т 65
Калифорнийский Ун-т 65
в Лос-Анджелесе  
Северо-Западный Ун-т 70
в Эванстоне, Чикаго  

 

Те, у кого нет собственных ПК, ходят работать в университетские лабы. Отличная бумага, лазерные принтеры, великолепные компьютеры, доброжелательные, всегда готовые помочь консультанты, безбрежный океан информации, многочисленные курсы по овладению азами Интернета и многое другое — все это повседневная реальность студенческой учебы.
Характер занятий — аудиторный — становится все более "на — линии". Например, студенты могут записываться на классы (занятия), менять или отказываться от выбранных курсов, встречаться с профессорами, заказывать книги в библиотеках, причем многое из этого — прямо из дома или "общаги", которые, естественно, подключены к Сети. В целом можно отметить становление альтернативного пути в сфере образования, основанного на Интернете. Студенты слушают лекции профессоров через аудиоэкраны своих компьютеров, они также в режиме "на-линии" могут сразу задавать вопросы. Живя в Бразилии или в Китае, "школяры" могут теперь получать первоклассное высшее образование в университетах, которые не имеют ни стен, ни аудиторий. Университет Duke в конце этого года выпустит первых выпускников виртуального образования. На начало 1997 г. около 300 колледжей и университетов предлагают виртуальные программы обучения. Памелла Диксон, автор недавно вышедшей книги "Виртуальный Колледж", считает, что через 10 лет "киберколледжи будут частью системы образования". Джозеф Коэтс, один из соавторов книги "2025: Сценарии Американского и Глобального Общества, сформированного Наукой и Технологией", утверждает, что в следующем веке виртуальное образование в детских садах и университетах станет всеохватным и обычным явлением. Ричард Штелин, директор виртуальной программы в Университете Duke, заявил: «Я верю, через пять лет мы будем иметь столько же заявок на нашу виртуальную программу по МВА, как и на обычную программу".
Одним словом, образовательные потребности будущего найдут свое воплощение в интернетных программах обучения.
На наших глазах вырастают новые поколения студентов, сформировавшихся в эру цифрового бума. У них уже иное восприятие мира. За ними — будущее.


ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА:

Виртуальная Рыночная Революция
"В "цифровой экономике" ни один человек, ни один бизнес, ни одна нация не могут оставаться отдельным островом..."

(Хелен Рунтаг, Президент компании Информационные Услуги, Инк.).


Покорив академический и военный мир, Интернет обнаружил фантастические коммерческие возможности: он стал мостом соединения информационных технологий с коммерческими компаниями, следствием чего стало возникновение коммерческих сетевых связей. Интернет получил дополнительный взрывной импульс роста, когда компьютеры обнаружили "незапрограммированные возможности" делать бизнес. Коммерческое использование Интернета резко подскочило по мере ослабления правительственных ограничений. В 1994 г. компании превзошли университеты как доминирующие пользователи. В 1995 г. все оставшиеся барьеры на пути коммерческого использования сетей были окончательно упразднены, а ННФ начал ликвидацию федеральных субсидий. Интернет вырос и возмужал. Он стал самостоятельной и самообеспечивающей системой, в которой лидерство перешло к бизнесу.
Коммерциализация Сети, с одной стороны, масштабно расширило рамки возможностей эксплуатации, а с другой привела к фундаментальным структурным сдвигам в мировой экономической системе. Речь идет о формировании нового типа экономики — цифрового экономического пространства.
Интегрированные информационные технологии создают сегодня новую цифровую экономику и радикально меняют среду, в которой действует бизнес. Существующие экономические системы вынуждены приспосабливаться к информационной и компьютерной реальности. Информационная экономика, идущая на смену индустриальной, стала таковой благодаря Интернету и "паутине". Сети — это новая "платформа", на основе которой строится новый рынок. Интернет стал глобальным информационным суперхайвэем, проложив пути к созданию массоворыночных, информационных и коммерческих каналов. Предложив новые услуги и возможности, Интернет стимулировал широкомасштабную переориентацию запросов потребителей. Людям нужны орудия поиска информации, мобильная связь, директории, программные обеспечения, электронное образование, игры, развлечения, покупки, общение и многое другое. Это, в свою очередь, побудило кампании предлагать свои услуги по их удовлетворению, созданию новых индустрий и сети услуг.
На мировой рынок хлынул гигантский поток компьютерной и Цифровой продукции. Большинство кампаний предлагают сегодня свои услуги через Сеть и на Сети. Это один из самых быстрорастущих и доходных видов мирового бизнеса. Интернет и "паутина" потрясли основы многих утвердившихся в индустриальную эпоху сфер, начиная от производства станков и кончая телекоммуникациями. Одной из самых доходных сегодня индустрий является разработка и создание программного обеспечения. Доходы от этого сегодня превышают сумму 200 млрд.долл. в год, средний прирост доходов составляет в среднем 13% в год. Интернет представляет сотни тысяч видов бизнеса. При этом следует отметить, что в этой экономике вы можете успешно конкурировать с гигантами различных бизнесов: компьютерная экономика предоставляет уникальные возможности противостоять монополии и большим фирмам. Акцент ставится на идеи.
Компьютеризация и информатизация экономики в цифровую эру коренным образом меняет сложившийся уклад и привычки людей. Особенно контрастно это наблюдается в высокотехнологических обществах. Пример российского северного соседа — Финляндии, некогда входившей в состав Российской империи, весьма характерен и заставляет другими глазами взглянуть на перспективы адаптации к новому веку.
Почти треть пятимиллионной Финляндии использует мобильные телефоны: это число увеличивается на 27% в год. Фиксированные телефоны становятся реликтом. Последние модели сотовых телефонов, используемых финнами, позволяют им посылать электронную почту или "плавать" по новостям и местам "паутины". Одна из моделей фирмы НОКИА — "Коммуникатор 9000" — является гибридом телефона и компьютера, позволяющего пользователю войти в сеть Интернет во время, скажем, поездки в поезде или завтрака в кафе. Это чудо размером в ладошку позволяет вам быть в режиме "на-линии" круглосуточно. Финны на 1997 г. являются, пожалуй, самой компьютеризированной нацией в мире. Банковские операции, покупки в магазине, развлечения перемещаются из реального мира в виртуальный быстрее, чем где бы ни было в мире. Привычки, которые отличают высокотехнологичные регионы, как, скажем, Силиконовую Долину в Калифорнии, здесь являются общенациональным феноменом. Согласно недавно приведенным данным Джона Квартермана из компьютерного центра по демографике Интернета (Остин, Техас, США) на каждую тысячу финнов приходится в среднем по 62 компьютера "хоста". Этот показатель в два раза выше чем в США. Они используют "электронные кошельки" для заказа марок, лотерейных билетов, для игры в электронную рулетку, покупки в магазинах, для чтения газет и посещения занятий и курсов, которые находятся в сотнях километров. Учеба и библиотеки, университеты и лаборатории — все и вся на компьютерах и "на-линии". Дешево, открыто, свободно. У финнов нет ядерных арсеналов, они не кичатся своей "духовностью", зато у них один из самых высоких показателей включенности в глобальное инфопространство. Они уже живут в следующем, цифровом, веке.


ГЛОБАЛЬНОЕ ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО (ГИО)

 

Интернет, "паутина", ПК определяют движение к совершенно новому типу общества — обществу знания, или, как его называют на западе, "Глобальное Информационное Общество" (ГИО). К природным, как и другим традиционным ресурсам, которыми располагает та или иная страна, присоединяется необычный — информационный. А присоединившись, сразу же возглавляет ресурсный ряд, утверждая место страны в системе мировых координат.
В прошлые времена богатство наций зависело от наличия природных ископаемых или захваченных земель. Теперь важнейшим товаром стала информация. Способность получать информацию и использовать ее становится решающим условием удержаться в мировой конкуренции, войти в информационную эпоху. Эта тенденция получила название "Информационный Суперхайвэй" (США), "Информационный Хайвэй" (Канада), в Европе — "Информационное Общество". Применение и развитие информационных инфраструктур будет иметь далеко идущие социальные и экономические последствия.
Информационное Общество (ИО) характеризуется способностью оценивать безмерное количество информации, осуществлять взаимодействие и манипулирование с большими количествами данных, передавать их на отдаленные расстояния и обладать способностью мгновенно соединиться с любым объектом. Все это делается возможным через слияние и интеграцию трех основных секторов:
1) информационные технологии (ИТ);
2) телекоммуникации; 3) сектор информации и развлечений.
ИО делает эти возможности в различных формах достоянием всех элементов общества — крупных международных корпораций, малого бизнеса, индивидуального потребителя и правительства. Тенденция в направлении ИО/ГИО является одним из ключевых аспектов эволюции развитых индустриальных стран за последние годы. На тот же путь сегодня вступают и страны бывшего социализма. И те, и другие проходят сегодня через горнило информационной революции. Эта новая революция основана на радикальной трансформации в том, как мы используем знание. Основой знания является информация. Люди, наделенные навыками и инициативой, создают информацию, которая хранится, манипулируется и передается по электронным сетям. Эти сети глобальны. В складывающемся ГИО информация это ключевой ресурс, точно также как пар был ключевым ресурсом первой индустриальной революции.
Наша рабочая среда становится все более глобализированной и мобилизованной. Телефон, факс, ПК, Интернет позволяют нам связываться с людьми соседних континентов с такой же легкостью, как с соседями из ближайшего дома. Мобильный телефон, лэптопы, ноутбуки помогают нам освободиться от ограничений постоянного места работы. Все эти технологические достижения как никогда прежде "сжимают" нашу планету в единое целое.
Однако, эти интегративные процессы по разному охватывают различные страны. Одни уже вступили и продвигаются семимильными темпами, другие еще только вступают, третьи — выключены или еще не в состоянии приобщиться к информационным реалиям. Но при всем этом Информационное Общество неизбежно и требует ответа на свой вызов.